1. Некоторые хадисы о достоинстве заучивания Корана:
Абу Умама рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте Коран, ибо, поистине, в День воскрешения он явится, как заступник за тех, кто его читал!»” Муслим 804.
От ‘Усмана ибн ‘Аффана сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучал Коран и обучал ему других» . аль-Бухари 5027.
Абу Са’ид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обучайтесь
Корану и просите посредством него у Аллаха Рай, пока ему не обучатся
люди, которые будут просить посредством него мирское! Воистину, трое
изучают Коран: тот, кто хвастается им; тот, кто ест посредством него; и
тот, кто читает его ради Аллаха». Ибн Наср в “Къийям аль-лейль” 73, аль-Багъауи в “Шарху-Ссунна” 1183. Хадис хороший. См. “ас-Силсиля ас-сахиха” № 258.
Передают со слов Ибн Мас’уда о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кого обрадует то, что его полюбят Аллах и Его посланник, пусть читает Коран по мусхафу!»
Этот хадис передали Ибн Шахин в «ат-Таргъиб» 1/288, Абу Ну’айм в
«Хильйа» 7/209 и Ибн ‘Ади 2/111. См. «Сильсиля ас-Сахиха» 2342, «Сахих
аль-Джами’ ас-Сагъир» 6289.
Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен
Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да
приветствует, сказал:
– Тому, кто знал Коран, будет сказано: «Читай, восходи и
отчётливо произноси слова /раттиль/, как делал ты это в земной жизни, и,
поистине, место твоё будет соответствовать последнему прочтённому тобою
айату». Этот хадис передали Ахмад 2/192, Абу Дауд 1464, Ибн
Маджах 3780, Ибн Хиббан в своем «Сахихе» 766 и ат-Тирмизи 2914 который
сказал: “Хороший достоверный хадис”. Шейх аль-Албани подтвердил
достоверность хадиса. См. «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 1426, «Сахих
аль-Джами’ ас-Сагъир» 8122. источник
2. Заучивание Корана: важность этого и трудности на его пути
Нет
никакого сомнения в том, что первостепенной задачей человека ищущего
знания является изучение священного Корана. Если мы взглянем на
праведных наших предшественников, то увидим, что все они уделяли большое
внимание делу заучивания наизусть слов Корана. Потому что Коран — это
основа всех наук. К нему восходят нормы и доводы всех научных положений.
Только после этого, (а Коран ими заучивался еще в раннем детстве) они
приступали к изучению шариатских наук.
Маймуний спросил однажды имама Ахмада ибн Хамбала: «Каким делом
ты прежде предпочитаешь заняться — Кораном или хадисом? Кораном —
ответил имам Ахмад. Я спросил вновь, — ты его полностью изучил? Он
ответил — все по мере своих возможностей. Тогда Маймуний стал его
учеником». (Шариатская этика. Ибн Муфлих, Том 2/стр. 32).
Имам Хатиб аль-Багдадий сказал:«Начинающему ученику стоит заняться заучиванием Корана если он хочет успешно постигать научные дисциплины». (Сборник Нравов передатчиков и этика слушателей. Том 1/стр.106).
Имам Навави сказал: «Первым с чего начинают в постижении наук —
это заучивание Корана, ибо он мать всех наук. Праведные предки (салаф —
переводчик) не учились хадисам или фикху у тех, кто не знал наизусть
весь Коран». (Сборник Шарх Мухзаб).
Сегодня, многие молодые люди, изучающие ислам не достаточно серьезно
уделяют внимание важности заучивания Корана, но вместе с тем с пылким
рвением изучают шариатские дисциплины.
Аллах облагодетельствовал меня тем, что я вот уже много лет преподаю
Коран (пусть Аллах не уменьшит мою награду за эти мои слова). И за эти
годы у меня накопился некоторый опыт, позволивший мне составить
некоторые причины недостаточного внимания молодежью заучиванию Корана.
Предлагаю вам свои мысли, и соображения на сей счет.
Но прежде, хотелось сказать следующее: поистине заучивание Корана не
представляется чем то сверх трудным делом. Слова и методика его
заучивания очень легки. Аллах ведь сказал в Коране:«Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие?». (Сура Месяц, аят 17). Шейх Абдурахман Саади комментируя данный аят сказал: «Мы
облегчили слова Священного Корана для запоминания и чтения, его смысл и
значения — для познания и осмысления. Да и как может быть иначе, если
слова этой Книги — самые прекрасные, его значения — самые правдивые, а
его толкования — самые понятные. Стоит человеку обратиться к Свя¬щенному
Корану, как Всевышний Аллах помогает ему и облегчает ему путь к
поставленной цели». И далее он говорит: «… и поэтому изучение
Корана и его толкования является самым легким и в то же время самым
славным из всех занятий. Коранические науки приносят человеку великую
пользу, а стоит ему заняться их изучением, как Аллах помогает ему в этом
начинании. Поэтому один из мусульманских ученых сказал о смысле этого
аята: «Есть ли среди вас желающие изучить этот Коран? Аллах обязательно
поможет им в этом». Сам Аллах призывает Своих рабов уверовать в эту
Книгу и внимать ее наставлениям, когда говорит: Но есть ли среди вас
поминающие?».
Таким образом, главная основа в заучивании Коран заключена в его
легкости. И только наше предубеждение и наущения шайтана представляют
перед нами непреодолимые препятствия на пути к Корану.
По своему опыту могу сказать, что совокупность причин мешающих нам
уделять внимание заучиванию Корана можно объединить в три главных
фактора:
● Предрассудки о нехватке времени из-за сильной занятости делами по работе или домашними хлопотами.
Все люди бывают заняты своими насущными делами, которые никогда не
кончаются, если только их не прервет неожиданно подошедшая смерть.
Однако человеку необходимо четко расставлять приоритеты в своей жизни и в
соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Если его занятость
настолько поглотила человека, что это стало его смыслом жизни, то это
одно дело. Но необходимо выбрать приоритет для Судного дня, в том числе
занимаясь более упорно Кораном.
В этом для нас есть наипрекраснейший пример — посланник Аллаха, имам и
воспитатель мусульман — Мухаммад ибн Абдулла. В своей жизни пророк, мир
ему, всему отдавал должное значение всему без ущемления прав и упущений.
Сподвижник Салман Фариси сказал другому сподвижнику: У тебя есть
обязанности перед господом, перед самим собой, перед соседями. Всему
необходимо отдавать их права. Услышав это, пророк, мир ему сказал:
правду сказал Салман. (Ибн Хиббан, Ибн Хузейма).
Если бы человек по достоинству оценивал величие слова Аллаха и право
Корана в приобретении знаний не осталось бы после этого отговорок о
нехватке времени.
● Оправдание сильной занятостью учебой.
Но и это отвергаемое оправдание, потому что Коран наиболее достоин для
начинания приобретения знаний. Имам Хатиб Багдадий сказал: «Наука
подобно морю, которое не возможно полностью объять или подобно недрам
земли с его богатством ископаемых. Поэтому необходимо заниматься
наиболее важными вопросами. Поистине тот, кто занят второстепенными
вопросами останется обделенным важными вопросами». Следовательно
заучивание Корана и его постижение есть основа всех наук. Отталкиваясь
от упорядочения своих делам следует все формировать вокруг Корана.
● Оправдание простым зазубриванием и скоротечным забыванием.
Это ничто иное как наущение шайтана. Некоторые полагают, чтоб не
забывать уже заученное, надо перестать учить новое. Это без сомнения
большая ошибка. Как-то я спросил молодого человека начавшего учить
Коран, а потом оставившего это дело, в чем причина? Он сказал, что
забывал заученное и решил больше не учить. Я спросил, а разве это
помогло тебе в твоих успехах заучивания?!
Пророк нас предупреждал, что аяты Корана быстро уходят из памяти. Чтоб
этого не произошло «повторяйте Коран, ибо клянусь тем, в чьих руках моя
душа аяты Корана быстрее убегают, чем не привязанный верблюд». Частое
повторение будет не только способствовать закреплению заученного, но и
стимулом в дальнейшем продвижении вперед.
Кроме уже сказанного, хотелось бы затронуть еще несколько причин, которые часто мешают успешному заучиванию Корана.
● Одиночество.
Например, когда человек самостоятельно усердно пытается учить Коран. Сам
поступок, конечно же похвальный, но в нем кроется одно но! Такое
одиночество скоро приведет к потере былого интереса и ослабеванию
усилий. Более того, у него нет возможности проследить за возможными
своими ошибками. Вот почему пророк, мир ему, сказал: «Поистине волку
легче задрать одиночную овцу». (Хаким). Поэтому, брат мой! Будь с
близкими по духу тебе людьми в заучивании Корана или посещай кружки, где
читается Коран. Этим ты обережешь себя от ошибок и затруднений.
● Все и сейчас.
Многие, начав заучивать Коран, планируют завершить его в максимально
короткий срок. Но потом все затягивается на недели, месяцы… Причина в
неоправданном энтузиазме (“хамас” — с арабского). Брат мой! Заучивание
Корана это дело не сиюминутное. Необходимо как минимум три года для
этого и все зависит от воли и стремления ученика. Необходимо
рассчитывать свои силы на прохождение всей дистанции. Ведь пророк, мир
ему, сказал: «Самым любимым делом перед Аллахом является совершаемое
постоянно, даже если оно не значительно».
● Грехи.
Конечно же, это главная причина в неудачах предпринятого дела. Ведь
неудача мусульманина постигает по его же причине, когда он совершает
грех. Пророк, мир ему, сказал: «Поистине раб обделяется чем-то по причине совершенного греха».
(Имам Ахмад). А ведь заучивание Корана это самое лучшее из того блага,
которое может приобрести человек. По сему, брат мой в Аллахе,
предупреждай себя от совершения грехов и тебе откроются врата помощи
Всевышнего Аллаха, Всемогущ он и Велик. источник
3. Достоинства хафиза в этом мире и в следующем
1. Ему отдается предпочтение в руководстве другими в молитве.
Передано, что Абу Масуд аль Ансари сказал: «Посланник Аллаха (да
благословит его Аллах и приветствует): «Руководить молитвой должен тот,
кто больше знает Книгу Аллаха; если они одинаковы в знании Корана, то
тот, кто больше знает Сунну; если они одинаково знают Сунну, то тот, кто
первый совершил хиджру; если они одинаковы в вопросах хиджры, то тот,
кто первым стал мусульманином.
Никто не может руководить молитвой человека в его доме или сидеть на его месте в доме, кроме как получив разрешение» (Муслим 673)
Передано, что Абдуллах ибн Умар сказал: «Когда первые эмигранты
(мухаджиры) прибыли в Куба, до посланника Аллаха (да благословит его
Аллах и приветствует) прибыл (в Мадину) Салим, освобожденный раб Абу
Хузайфы, руководил ими в молитве, и он был из тех, кто больше знал
Коран» (Бухари, 660)
2. Если есть необходимость захоронить в одной могиле несколько человек, то его тело ближе располагается к кибле.
Передано, что Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал: «Пророк
обернул двух убитых при Ухуде в одно покрывало, затем спросил: «Кто из
них больше знал Коран?» И того на кого было указано положил в лахд
(углубление в могиле) первым. И он сказал: «Я буду свидетельствовать
относительно этих людей в День Воскрешения»
Он приказал, чтобы они были похоронены с их кровью, без омовения, и за них не читается похоронная молитва» (Бухари 1278)
3. Ему отдается предпочтение в лидерстве, если он способный.
Передано от ‘Aamir ibn Waathilah что Нафи ибн Абдульханиф встретился с
Умаров в Усфане и Умар назначил его правителем Мекки. Уммар спросил: «Кого
ты назначил ответственным за людей долины?» Он ответил: «Ибн Абза» Умар
спросил: «Кто такой ибн Абза» Он сказал: «Он хорошо знает Книгу Аллаха и
он обладает знанием о наследстве». Умар сказал: «Твой Пророк (да
благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Воистину, посредством
этой Книги Аллах возвысит одних людей и унизит других» (Муслим, 817)
Что касается будущей жизни:
4. Статус заучивавшего Коран будет расти до тех пор пока он не прочтет последний заученный аят.
Передано от Абдуллах иблн Амра, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будет
сказано сподвижникам Корана (т.е. тем кто заучивал и изучал его):
«Читай, возвышайся в статусе и читай, как ты читал в мире, ведь твой
статус будет в соответствии с последним прочтенным аятом, который ты
прочтешь»
(Тирмизи, 2914; он сказал, что этот хадис хасан сахих. Албани сказал в
Saheeh al-Tirmidhi, 2329, что это хасан сахих. Передано Абу Даудом
1464).
Под чтением имеется ввиду запоминание.
5. Он будет сопровождаться ангелами.
Передано от Аишы, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот,
кто искусно читает Коран, присоединяется к благородным, искренним и
записывающим ангелам. А тот, кто запинается при чтении Корана, ( и
чтение Корана) трудно для него, получит двойную награду» (Бухари 4653, Муслим 798)
6. Ему буден дана корона почета и одежда почета.
Передано от Абу Хурайры, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Коран придет в День Воскресения и скажет:«О,
Господь, укрась его». И ему будет одета корона почета. Затем, он
скажет: «О, Господь, дай ему больше». И ему будет дана одежда почета.
Затем, он скажет: «О, Господь, будь доволен им».
Аллах стане довольным им. Затем будет сказано: «Читай и возвышайся в статусе, и за каждый аят ты получишь больше хасанатов» (награда за благое дело»
(al-Tirmidhi, 2915. Он сказал, это сахих хасан хадис. Албани сказал в Сахих Тирмизи, 2328, этот хадис хасан).
7. Коран будет заступничать за него перед Господом.
Передано что Абу Умама аль Баахили сказал: «Я слышал, что Посланник
Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Читайте Коран,
ведь он будет заступником за своих сподвижников в День Воскресения.
Читайте два света, Аль Багара и Сура Али Имра, и они придут в День
Воскесения подобно двум облакам, или двум теням или двум стаям птиц,
защищая тех, кто читал их. Читайте Суру Бакара, и обращение к нему это
благословение, а оставление причина печали, и колдуны не могут
противостоять ей.» (Муслим 804, Бухари в сообщении муаллаг)
Во вторых:
Относительно родственников и потомков. Есть довод относительно
родителей, то что они будут одеты в одежды, которые превзойдут все что
можно найти в этом мире и это будет потому что они воспитали и научили
своего ребенка. Даже если они сами были невежественными, Аллах окажет им
почет, по причине их ребенка. Но тот кто удерживал своего ребенка от
изучения Корана, тот будет из тех, кто лишен.
Передано, что Абу Хурайра сказал:«Посланник Аллаха (да благословит
его Аллах и приветствует) сказал: «Коран придет в День Воскресения в
виде бледного человека и скажет своему сподвижнику: «Узнаешь меня? Я
тот, кто лишал тебя сна и тот по чьей причине ты испытывал жажду днем …»
Тогда ему будет дана власть в правую руку и вечность в левую, и корона
высокого статуса будет одета на голову и его родители будут одеты в
одежды, которые превосходят все что может быть найдено в этом мире. Они
скажут: «О Господь, чем мы заслужили это?» И будет сказано им: «Вы
научили Корану вашего ребенка» (Табарани в аль Авсат, 6:51)
И передано, что Бурайда сказал: «Посланник Аллаха (да благословит
его Аллах и приветствует) сказал: «Родителям читающего Коран,
заучивающего его и действующего в соответствии с ним в День Воскресения
будет одета Корона, свет которой будет подобен свету солнца, и его
родителям будет дарованы одежды, которые превосходят все что может быть
найдено в этом мире. Они скажут: «Почему нам было даровано это?» Будет
отвечено: «Потому что ваш ребенок учил Коран» (al-Haakim, 1/756)
Эти два хадиса усиливают друг друга.
al-Silsilah al-Saheehah, 2829.
И Аллаху известно лучше. источник
II. Советы по заучиванию Корана